Памяти старицы Анастасии Андреевой

У многих, посетивших исторический центр столицы Северной Осетии, возникает ощущение, что Владикавказ по своей архитектуре – город европейского типа. Такой облик города сформировался в конце XIX – начале ХХ века, когда здесь появились свои престижные районы и дорогие особняки – преимущественно в стиле модерн, расцвет которого совпал с предреволюционными годами.

Улица Мещанская образовалась в середине XIX века. Впервые была отмечена на плане Владикавказа “Карты Кавказского края”. Упоминается под этим же названием и в Перечне улиц, площадей и переулков от 1911 года.. 25 октября 1922 года Мещанская была переименована в улицу Революции. Здесь, в доме № 33, проживала семья владикавказского ресторатора и мецената Христофора Андреева, о чем свидетельствует и витой ажурный вензель “ХА” на фасаде двухэтажного здания в классическом архитектурном стиле.

Христофор Андреев был известным меценатом и благотворителем, попечителем Ольгинской гимназии. По немногим воспоминаниям, его дочь Анастасия, известная православным владикавказцам как старица Анастасия, ушла в монастырь, после того как овдовела во второй раз. По свидетельству председателя епархиальной комиссии по канонизации настоятеля Ильинской церкви протоиерея Евгения Поповича: “матушка Анастасия была из династии купцов Андреевых, дочерью Христофора Андреева, который жил во Владикавказе. Мы знаем знаменитые андреевские дома, которые находятся на проспекте Мира, тогда Александровском проспекте, андреевские бани, сады андреевские… А вот история матушки Анастасии нам известна лишь из устных описаний, фактически никаких документов не сохранилось”.

Историк Феликс Киреев в своей книге о старице Анастасии пишет: “Один документ сохранился, когда ее отец подавал на подданство Российской империи, она в перечне его детей указана. Они сами были сербы, с территории Албании, и он как турецкоподданный с братьями приехал на Кавказ”.

…Однажды в одну из городских церквей (предположительно в новый Михаило-Архангельский кафедральный собор) пришла нищенка в подряснике просить милостыню. Все присутствовавшие за богослужением, к великому своему удивлению, узнали в ней Анастасию Андрееву, которая прежде жила в очень богатой семье.

Так началась подвижническая жизнь Анастасии вне монастыря. Благословение на оставление монастыря она, как считают, получила у епископа Владикавказского Владимира (Сеньковского), всегда благосклонно относившегося к ней. Сохранилось свидетельство, что в год, когда впервые принесли из Моздока во Владикавказ Моздокскую икону Божией Матери и святыня временно стояла на носилках посередине храма, на глазах у бывшего во множестве здесь народа старица Анастасия стала засовывать за икону картонку. Один из наблюдавших за порядком священников попытался ее остановить, тогда вышедший из алтаря епископ Владимир попросил священника ей не препятствовать…

Блаженная старица Анастасия жила во Владикавказе в конце ХIХ – начале ХХ века, неся подвиг юродства. О прозорливости старицы, как и о ее чудотворной помощи, сохранилось множество свидетельств. Блаженная умерла в 1932 году и была похоронена на Мещанском кладбище у Ильинской часовни, позже ставшей храмом. Почитание старицы всегда было столь велико, что в 1990-х годах на месте погребения блаженной Анастасии была возведена часовня (на фото).

В рамках предстоящего празднования 1100-летия Крещения Алании, комиссия по канонизации Владикавказской епархии объявила о сборе свидетельств для прославления владикавказской старицы Анастасии Андреевой в лике местночтимых святых. “Большинство верующих Северной Осетии знают о существовании могилы матушки Анастасии, они приходят к ней, молятся. Нам нужны свидетельства людей, обращавшихся с молитвами к старице Анастасии и получивших то или иное утешение. Сейчас, когда идет подготовка к канонизации матушки, нам очень нужны свидетельства ее чудотворной помощи! Если матушка Анастасия когда-то помогла вам – помогите теперь вы нам, не дайте этой истории пропасть. Придите в Ильинский храм и расскажите ее священнослужителям, чтобы мы могли внести ее либо в книгу, которая будет издана, либо передать как свидетельство в комиссию по канонизации святых в Синодальный отдел. Для нас это очень важно”, – обратился к прихожанам отец Евгений Попович.

А исследователь жития старицы Анастасии Лидия Журавлева пишет в своей книге “Андреевы” следующее: “До наших дней сохранилось здание гостиницы “Коммерческая”, позже переименованной в гостиницу “Националь”, расположенное сегодня на углу улиц Куйбышева и Революции, владельцем которой был сначала Христофор Андреев, а позже его дети и младший брат Спас. Не случайно именно в этом доме, где прошли молодые годы Анастасии Андреевой, был открыт Центр православного просвещения “Покров”, на базе которого ныне предполагается создать духовно-просветительский центр Владикавказской епархии. Было бы неплохо разместить здесь и музей старицы Анастасии. Ведь строение находится в центре Владикавказа, и данный особняк имеет полезную площадь 100 квадратных метров: есть где разместить многочисленные экспонаты”. Это предложение поддерживают многие верующие Северной Осетии.

Религиозный туризм считается важным средством духовного просвещения наших соотечественников. Дом-музей владикавказской старицы Анастасии, несомненно, мог бы стать одним из самых достойных объектов в Северной Осетии в этом ряду. Тем более что для осуществления проекта не требуются огромные финансовые затраты, достаточно расселить жильцов всего четырех квартир и отреставрировать особняк, придать ему вид двухэтажного флигеля начала XX столетия.

Подготовил Марат ГАБУЕВ, газета “Северная Осетия”