Живы вопреки

Многовековые бедствия не искоренили казачество.

О донском казачестве написаны сотни, если не тысячи, книг у нас и за рубежом. Много мемуаров и воспоминаний самих казаков: донских, кубанских, терских, яицких, оренбургских, сибирских… Хорошо известно, как зарождалось казачество, как служило государству, какими доблестными воинами были казаки. Однако все равно остаются пробелы, связанные с российским казачеством – социокультурной группой, сыгравшей огромную роль в российской истории.

Восполнить их призван проект РФФИ №21-09-4309 «Донские казаки в СССР (1922-1991)», который в 2021-2022 годах реализуется группой ученых Южного научного центра РАН во главе с его научным руководителем академиком РАН Геннадием МАТИШОВЫМ. В его команде – специалисты разных научных направлений: истории, этнографии, этнолингвистики, политологии. В основу работы положен междисциплинарный подход. Одним из итогов проекта стала новая книга «Донские казаки: от опоры самодержавия до жертв большевизма. На пути к возрождению».

О том, как шла работа над проектом, а также о новой книге «Поиск» попросили рассказать ее автора Г.Матишова.

– Ваша книга – это своеобразная энциклопедия истории казачества, причем интересная как для историков, так и для широкого круга читателей. Как это удалось?

– Специфика новой работы в ее масштабном, обобщающем характере. В монографии исследуются не отдельные этапы истории донского казачества и его культуры – оно изучается как целостный исторический и социокультурный феномен. Главным для меня было правдиво осветить все стороны жизни и истории казачества, особенно те страницы, которые менее всего известны. Найти ответ на вопрос, почему самое большое и сильное Войско Донское исчезло.

Казачество для меня как потомственного казака – глубоко личная тема. Эта книга стала данью уважения памяти моим предкам. Родился я в семье военнослужащего, коренного донского казака, который служил в армии на Дальнем Востоке. В школьные годы жил и воспитывался в семье дедушки и бабушки на Нижнем Дону. От них и близких родственников многому научился: с юности ходил на охоту, рыбалку, ухаживал за лошадью. Научился быть преданным семье – что бы ни случилось, мы должны быть вместе. Так пришло понимание истории моих предков и всего донского казачества. Родственники никогда не говорили, что они казачьего рода, опасаясь репрессий и гонений. В анкетах писали: «родом из рыбаков».

Часть фактов и материалов, проанализированных в работе, и выводы, сделанные на их основе, соотносятся с воспоминаниями о моих предках – представителях семей Ротовых и Матишовых. Они уроженцы казачьих населенных пунктов Нижнего Дона: станицы Елизаветинской, хуторов Донского и Петровского.

– О чем вы решили рассказать прежде всего?

– Книга открывается главой об исторической столице донского казачества городе Новочеркасске, основанном в 1805 году. Это был административный центр области Войска Донского, территория которого охватывала всю нынешнюю Ростовскую область, две трети Царицынской губернии (ныне – Волгоградской области), часть современных Луганской и Донецкой областей, а также юго-западных районов нынешней Республики Калмыкия. В Новочеркасске было много замечательных сооружений: Вознесенский кафедральный войсковой собор, Атаманский дворец, Донской Мариинский институт, Епархиальное училище и др. По своему историческому колориту и воинским традициям это уникальный город. К счастью, его архитектура сохранилась, и сейчас центр города такой, каким он был в начале XIX века. За 200 лет истории Новочеркасска здесь жили и бывали на гастролях многие известные поэты, певцы, композиторы, художники, часто наносили визиты первые лица государства.

Однако в нарушение исторической традиции и в пику ненавистному большевикам казачеству 23 марта 1918 года областным центром Донской (советской) Республики (бывшей области Войска Донского) сделали неказачий Ростов-на-Дону. Новочеркасск 80 лет оставался в политической и исторической тени. Но не забыты антибольшевистское историческое прошлое, кровавая Новочеркасская трагедия 1962 года. Важным вкладом в сохранение истории столицы казачества явилась опубликованная в 2005 году книга «Новочеркасск. Энциклопедия».

Подробно освещено в новой книге возрождение главного казачьего собора – он третий по значимости в России после Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и храма Христа Спасителя в Москве. Его высота – около 74,6 метра, а главное здание вмещает около 5 тысяч человек. Сейчас настоятель и духовенство храма прилагают все усилия, чтобы после масштабной реставрации «второе солнце Дона», как называют храм издавна, стало культурно-историческим символом донского казачества.

В годы советской власти с развертыванием антирелигиозной борьбы и атеистической пропаганды решением Северо-Кавказского краевого комитета ВКП(б) 1 февраля 1930 года Вознесенский собор закрыли. Было много предложений, как можно использовать здание храма: передать собор Красной Армии для организации в нем музея, открыть музей атеизма и др. Но в итоге были вскрыты и осквернены захоронения в усыпальнице, сняты и вывезены строительные материалы, а подвал превратили в склад для хранения ГСМ, а позже – зерна. Для богослужения Вознесенский собор открылся только 1942 году, и после этого он уже не закрывался.

– Казаки в войнах за Отечество – это тема, которая охватывает более 400 лет. У вас к ней непреходящий интерес. Почему?

– В нашей книге мы напомнили о главных страницах участия казаков в военных кампаниях, выдающихся казачьих полководцах и бунтарях и особенно о событиях XX века, которые трагически отразились на судьбе донского казачества.

Донские казаки – воины, участники всех значимых для царской России сражений. Сегодня стираются в памяти битвы, в которых донцы, следуя девизу «За веру, царя и Отечество», сыграли решающую роль, например, в Отечественную войну 1812 года. Они проявили себя как опытные горные стрелки в боях на Кавказе. В Первую мировую войну казаки выставили войско численностью 125 тысяч человек!

– Какое значение имеет религия в жизни донских казаков?

– Обязательное участие казаков в таинствах и обрядах Русской Православной Церкви связано с активным взаимодействием московских царей с казачьей властью (старшиной). Это позволяло государству контролировать казаков. У них сформировался нетипичный феномен религиозности, который можно назвать воинским. Будучи в первую очередь воинами, казаки в ходе сражений приносили обеты. Чаще всего это было связано с обещанием после своего возвращения домой внести свою лепту в строительство церкви.

– Книга напомнила о строительстве Цимлянского водохранилища. Вы называете его «Цимлянским потопом – последним аккордом расказачивания».

– Территория строительства Волго-Донского канала и связанных с ним объектов протянулась от Волги до Дона, стройка была объявлена всесоюзной. В итоге под водохранилищем были похоронены 164 станицы и хутора, хазарская крепость Саркел (IX век), православные храмы, казачьи кладбища, километры знаменитых цимлянских виноградников. Переселение с этих мест шло с 1948-го по 1950-е годы, причем с большой неохотой. И без того сложное материальное положение людей в послевоенные годы еще более пострадало. Определить этот ущерб для казаков и его последствия – задача больше философская, идеологическая и гуманитарная.

Мы не ставили задачу определить форму переселения из зоны затопления, соотнести ее с принудительной миграцией. Ясно одно: произошедшее коренным образом изменило судьбы десятков тысяч казаков, которые на тот момент уже пережили расказачивание 1920-1930-х годов. При подобном переселении людей и целых народов исчезает историческая память, теряется связь с малой родиной. Потомки переселенцев чувствуют ожесточение и злобу за былую несправедливость.

– До сих пор нет общепринятого определения того, что такое донское казачество: народ, субэтнос, общественное движение… Что вы об этом думаете?

– Издревле на территории Войска Донского селились русские, украинцы, калмыки. За почти 500 лет здесь сформировался своеоб-разный казачий субэтнос с особым образом жизни: развитым воинским искусством, традициями, бытовыми привычками, духовным укладом, специфической речью – донским говором. Царская власть периодически занималась переселением на земли донских казаков иногородних, малороссов, иноверцев. Но казаки сопротивлялись, стараясь не допускать ассимиляции с ними. Прошли годы Первой мировой и Гражданской войн, расказачивания, массового террора и Великой Отечественной войны. Возникают вопросы: а сколько осталось потомственных казаков, какое количество казаков сформировалось в первом поколении, из каких хуторов и станиц их род, кто по происхождению те, кто сегодня записались в реестровые казаки? Точного ответа на них сейчас нет.

– В книге вы говорите об особом воспитании в казачьей семье. Оно было таково, что на войну уходили из хуторов и станиц прекрасно обученные воины.

– Казачьи дети с рождения быстро адаптировались к окружающей среде. Мальчики с 3-4 лет осваивали навыки верховой езды, ухода за скотом и лошадьми, сенокоса, кулачных боев. Их приучали относиться с глубоким уважением к старшим. Казаки поддерживали хорошую физическую форму, чтобы быть в постоянной боевой готовности. Принцип «казак казака не бросит на поле боя» прививался с детства. В XVIII веке – первой половине XIX казачьи сотни часто были семейными. Вместе служили отцы, братья, сыновья, соседи. Не бросали в бою никого, раненых выносили с поля боя. Поэтому на фронте наименьшие боевые потери были у казаков.

– Каких только ярлыков ни навешивали на казаков: душители свободы, опричники, погромщики и т. д. В голливудском сериале юный Индиана Джонс оказывается в царской России и видит, как «дикие казаки с нагайками» совершают налет на еврейское местечко. Чушь несусветная, однако на Западе до сих пор считают, что все так и было.

– Было все наоборот. Донские казаки не только гасили революционные движения, но и сдерживали антисемитов и черносотенцев. В книге подробно анализируется роль казачьих сотен в подавлении восставших крестьян против царизма, их участие в борьбе с бытовым антисемитизмом. С другой стороны, изучены обстоятельства, при которых проявлялся вольнолюбивый нрав коренных (природных) казаков, причины неповиновений, смут и противоречий в собственно казачьих полках.

Сейчас вновь пугают на Западе «русским медведем» и казаками. Но были и другие времена. Казаки еще с начала XIX века стали «брендом» России в Европе. В годы Первой мировой войны европейские союзники России публиковали иллюстрации, изображающие подвиги казаков. Они стали героями картин знаменитых художников, делался акцент на боевом духе и превосходстве казаков над противником.

– К настоящей трагедии привела политика расказачивания, которую проводила советская власть после Гражданской войны. Об этих событиях рассказал ваш земляк, великий русский писатель Михаил Шолохов – он тоже из донских казаков – в своем романе «Тихий Дон». К каким глобальным последствиям привела такая политика?

– Это началось еще до революции. Для донского потомственного казака надел земли являлся благодарностью за верность государю, воинскую доблесть во имя России. Земля считалась неприкосновенной собственностью казачьей общины. Но в реальности происходило разрушение традиционного уклада, и разгоралось противоборство с некоренным населением за землю, особенно в условиях развития на Дону капитализма.

Сообщество донцов до Октябрьской революции 1917 года было не только самым древним и именитым, но и самым многочисленным и богатым среди казачьих войск Российской империи. До советской власти казачье сословие Дона насчитывало порядка полутора миллионов граждан. В годы Первой мировой войны донские казаки прикрывали тылы и обеспечивали общественный порядок в городах России. Во время Гражданской войны казачьи полки сыграли заметную роль в Белом движении. Не случайно потом власть большевиков в отместку лишила их всех привилегий и земельной собственности.

Сегодня можно насчитать всего лишь около сотни потомственных казаков. Большинство потомков казаков сейчас казаками себя не считает. По данным переписи 2010 года, казаками себя назвали чуть более 70 тысяч жителей Волгоградской и Ростовской областей.

– В названии книги есть слова «на пути к возрождению». Значит, есть надежда на лучшие времена для донских казаков?

– Да, политическое руководство, Русская Православная Церковь в XXI веке большое внимание стали уделять казачеству. Казаков отдельной графой учитывают при переписи населения, ежегодно 9 мая казаки участвуют в праздничном параде в Москве на Красной площади и т. д. Очень важно, чтобы эта политика продолжилась, чтобы были политическая воля и материальная поддержка государства. Сценарий возрождения казачества потребует значительного времени для более предметного концептуального осмысления. Не менее важно войсковым организациям, состоящим в государственном реестре, открыть для себя истинный смысл понятия «казак». Надо помнить: «казак от казаков рождается».

Возрождение казачества будет оставаться больше философским вопросом, пока не будет создана научная база, позволяющая разобраться, что за явление представляли собой казаки в прошлом и чем они являются сегодня. Надеюсь, что данная книга станет достойным вкладом в это важное дело.

Вероника БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ

НИП “Поиск”