Об истоках. К 1100-летию Крещения Алании

Осенью этого года республика будет отмечать знаменательное событие – празднование 1100-летия Крещения Алании. Крещение Алании произошло на 80 лет раньше, чем на Руси.

Согласно церковному преданию, аланы-осетины относятся к немногочисленному числу народов, чья христианская история восходит к самым истокам – апостольской проповеди Андрея Первозванного и Симона Кананита. С этого времени восточное христианство постепенно распространяется в стране. Уже с конца I – начала II вв. появляются имена первых аланских святых, а с конца VIII – начала IX в. крещение принимают и аланские цари. Открывает серию материалов «Слова», посвященных  истории крещения Осетии,  заведующий отделом истории Института истории и археологии  РСО-Алания, кандидат исторических наук Михаил Мамиев.

Путь в Византию

Есть основания предполагать, что в основе проходившей христианизации лежала собственная монотеистическая религиозная культура, которая и послужила одним из определяющих факторов постепенной интеграции в восточно-христианскую цивилизацию. Механизмами сближения стали экономические и политические интересы, форма государственного устройства, отношение к монархической власти, хозяйственная система и т.д.

Православие стало государственной религией Алании в первой четверти X века. Тогда же была учреждена Аланская епархия в составе Константинопольского Патриархата – вначале как архиепископия, а затем и в высшем статусе митрополии. Быстрое формирование собственной целостной православной традиции достигалось за счет гармоничного соединения элементов древнего арийского (скифо-аланского) миропонимания с православной ортодоксией. Выработанная таким образом христианская культура вошла в народное сознание и стала официальной идеологией аланского православного государства. Крещение Алании ввело ее в круг стран и народов византийского мира, а Византийская империя, в свою  очередь, укрепила давно складывавшиеся союзнические отношения с влиятельным региональным государством, эффективно противостоявшим Хазарскому каганату.

Выбор народа

Факт принятия христианства в качестве официальной религии Аланского государства надежно устанавливается документальными свидетельствами – серией писем Патриарха Константинопольского Николая Мистика (на кафедре в 901-907 и 912-925 гг.), одного из организаторов и непосредственных участников данного процесса. Анализ указанных документов, введенных в научный оборот классиком отечественной византинистики Ю.А. Кулаковским, позволяет утверждать, что официальное принятие православного христианства (то есть крещение царя и правящей элиты, а также учреждение отдельной епархии в составе Константинопольского Патриархата) произошло в период между 912 и 925 гг., во второе патриаршество Николая Мистика. Более точная (до года) датировка на сегодняшний день не представляется возможной; кроме того, дата официального принятия христианства тем или иным государством практически всегда устанавливается с известной долей условности и носит символический характер. Таким образом, выбор любого года в диапазоне с 2017-го по 2025 год для празднования 1100-летнего юбилея Крещения Алании с научной точки зрения правомерен и исторически оправдан.

Образование и длительное существование Аланской митрополии отражало вполне осознанный цивилизационный выбор народа, продолжавшего оставаться носителем собственной этнокультурной традиции. Ярким свидетельством этого являются хорошо документированные союзнические отношения Алании и Византии.

Осознанное возвращение

Принятие в начале X в. восточного христианства в качестве государственной религии раннесредневековой Аланией не ограничилось крещением высшей аристократии. Православие стало быстро распространяться внутри аланского общества, о чем свидетельствуют письменные источники и данные археологии. В 931–932 гг. могущественный Хазарский каганат, обеспокоенный значительными успехами христианизации аланского общества, пользуясь победой в войне с Аланией, настоял на депортации византийского духовенства, чтобы воспрепятствовать дальнейшей интеграции страны в византийскую цивилизацию. Но уже в следующем десятилетии Алания вернулась на прежний курс развития. Аланский христианский царский дом занял высокое место в политической иерархии Византийского мира, получила широкое распространение аланская письменность на основе греческого алфавита, были построены многочисленные храмы, которые (за исключением греческих храмов Крыма) являются древнейшими на территории Российской Федерации.

Очень важно, что интеграция с Россией, а затем и добровольное территориальное вхождение Алании-Осетии в состав империи в XVIII в., стало возможным благодаря христианскому государственному прошлому страны и имело характер осознанного возвращения в восточно-христианскую цивилизацию.

Михаил Мамиев,

газета “Слово”